geber1 (geber1) wrote,
geber1
geber1

Categories:

Вольнолюбивая лирика всадника без лошади

Эта группа объединяет произведения Рудаки, проникнутые протестом против социальной несправедливости, неравенства, деспотизма и насилия [1, с. 23-28; 6, с. 124-132]. Примерами могут служить такие бейты: «Считает сытый наглецом голодного, что хлеба просит, – / Здоровый, он чужой недуг легко, как видно, переносит»; «У этих мясо на столе, из миндаля пирог отменный, / А эти впроголодь живут, добыть им трудно хлеб ячменный».

cчитай про изменение конституции у Рудаки есть стих
Мы овцы мир загон
едва приходит** сон
сгоняют нас в загон

Добавлю :_едва приходит * сон , чуть помешкали пиздец украли будущее или день или ботинки сняли или часы или кошелек .
едва приходит** сон
сгоняют нас в загон
Добавлю :-от себя

у всякого конца
конец мотка
если не в начале
размотка обмана
с конца в начала
сшитой нитью
в саму нить :уж если
домыслы зигзагом
строчки из глаз
долой да вын
рука в рукаве
размотка из двух рук
одна не верит другой
через такие руки
пусть Газпром твой сон
вода уже утекло как
рельсы с под трамваем
пустословия и брехня
все что есть за чаем
куда ни кинь поймать сон
всюду клин короче дон
как в шахматах
Конь
Друг мой увы ,
если путы в обман
с конца в начало
решето без капсул
всех нас устроил
в конце в руках пемзы
слились в реки в Темзу

Его творчество явилось в родной таджикско-персидской литературе «открытием природы и человека», ставшим важнейшей особенностью поэзии гуманизма в противовес литературе Средних веков [5, с. 342-345].
А мотивы разума и человеческой любви, которыми была наполнена его поэзия («Мой бог не для молитв, а для любовной создал нас игры») [3, с. 186], осуждались и порицались служителями религиозного культа.
Не покорность, проповедуемая средневековым исламом, а новая мысль, оптимистичная настроенность, человечность, гуманизм и самоценность личности присущи его стихам, сотворенным в Средние века, но стремительно продвинувшимся на новую ступень цивилизации – в Возрождение.
Вольнолюбивые мысли Рудаки оформились не в философских трактатах, а в раскрепощённом поэтическом слове, способном широко охватить все стороны жизни и глубоко проникнуть в сущность явлений.
О превратностях злой судьбы Рудаки вспоминает в стихотворении, именуемом ныне «Элегией старости»: «На Рудаки ты взираешь, о многомудрый маг, / Но ты не видал его прежде среди весёлых гуляк. / Увидев, как он чарует стихами врагов и друзей, / Ты молвил бы: тысячепесенный к нам прилетел соловей! / Певцом Хорасана был он, и это время прошло. / Кто был велик и счастлив, имел все блага земли? / От дома Саманидов богатства ко мне текли. / Но годы весны сменились годами суровой зимы. / Дай посох! Настало время для посоха и сумы» [3, с. 211].
Этой же теме посвящены и его рубаи: «О господин, ты всё вкушать готов: / Миндаль и вина, и щербет, и плов. / Ты – змеелов, а мир подобен змею, – / Погибнешь от укуса, змеелов! / Заблудший, зачем забываешь о том, / Что вскоре предстанешь пред вечным Судом. / Ту жизнь, что для подвигов нам даровали, / Ты прожил в ничтожестве жалком своём» [3, с. 212].
Рудаки по праву называл себя «многоголосым соловьем». Его лирика проникнута общечеловеческими идеями добра и справедливости. В этом секрет её притягательности в наши дни. Разве можно остаться равнодушным к таким его стихам: «Учись капризы подавлять – и будешь благороден, / Учись калек не оскорблять – будешь благороден. / Не благороден, кто на грудь упавшему наступит; / Стремись упавшего поднять – будешь благороден» [3, с. 220].
Как известно, русская литература весьма часто обращается к теме свободы, вольнолюбия. На 2 и 3-м курсах с курсантами – представителями среднеазиатских республик в ВВИМО к творчеству Рудаки вполне закономерно обратиться при изучении тем таких практических занятий, как «Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина», «Лирика М.Ю. Лермонтова», «Русская культура конца XIX – начала XX века», «Лирика А.А. Блока», «Лирика С.А. Есенина» и др.
Организация творческой познавательной деятельности на занятии русского языка как иностранного с курсантами из армий Средней Азии, создание атмосферы поиска на этих занятиях учит их пользоваться «инструментом» познания – способами и приемами познавательной деятельности гуманитарного характера. Преподаватель при этом не просто обучает, а воспитывает всесторонне развитую личность – инициативную, самостоятельную, со своей позицией. Нравственная направленность личности будущего офицера – специалиста материального обеспечения определяется ее внутренними потребностями: трудиться, общаться, интересоваться. И именно строки Рудаки приводят в движение воображение обучающихся, их фантазию, позволяют аргументировать свои варианты суждений. Читая, изучая, анализируя лирическое произведение, осуществляя творческий поиск при выполнении самостоятельной работы, курсанты имеют право на вариативность решения (в зависимости от уровня знаний, умений, понимания, особенностей мышления, характера, темперамента). Такая сотворческая учебная деятельность и формирует мировоззренческие позиции, вырабатывает убеждения, воспитывает общественно значимые гражданские и другие качества личности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments